ДЗЕН и ЧАЙ

ДЗЕН и ЧАЙ

DAO. UA предлагает осмыслить чай, дзен буддизм и чайную церемонию(茶の湯) в контексте становления культуры и цивилизации Японии.

Культура чая на Востоке и дзен объединяет стремление к гармонии и естественной совершенной простоте. Дзен радикально устраняет из сознания внутренний диалог ума, а чай — в ежедневном чаепитие инсталлирует гармонию, красоту, здоровье покой и баланс

Суть Дзен и Чая

Суть философии дзен и Пути Чая(茶の湯)— достижение эстетической простоты и красоты через ежедневность и обыденность простых действии, каким может быть ежедневное чаепитие. Идеал чайной культуры — в каждом чайном действии быть максимально осознанным в состоянии не двойственного Наблюдателя.

Дзен дает момент просветления который снимает с сознания пелену обыденного ума всю его искусственность и обыденность. Во время чайного действия устранив суетность современного мира и достигнув внутренней тишины, есть возможность познать суть дзен.

Дзен противостоит обыденному мышлению, несмотря на практическую выгоду ума, он мешает нам постигать природу сознания и глубинные его бессознательные слои.

Дзен — возвращение к чистому источнику, горизонту события последнему пределу Тай Чи. Это пут,ь к финальному состоянию ума, в не феноменоменов и ноуменов, более простой и лаконичной формы выражения нет.

Мастер Дзен и Профессор. Притча

Мастер Дзен, принимал у себя профессора, который хотел познать Дзен. Мастер пригласил ученого к чаю и налил ему чая. Когда чаша была полна, Мастер продолжал наливать чай через край. Профессор следил за тем, как переполняется чашка, и, задал вопрос: “Чаша полна до края. Больше чая в нее не налить!”

“Ваш ум, подобен чаше с чаем,”- сказал Мастер “Вы полны Вашими концепциями и теориями. Как я смогу вам передать Дзен, если ваша чаша ума полна?”

Суть Дзен и Чая

Эстетика и форма

Чайная церемония манифестация природы ее простоты, в виде естественной, лаконичной архитектуры дома для чайного действия.

Дом для чайного дзен в минималистичном стиле под сосной, органично инсталлированный в пространство старого сада. Чайный домик становится неотъемлемым элементом ландшафта, созданный природой а не человеком.

Когда форма, трансформируется в символ, она формирует пространство для чайной медитации Суть чайного действия — абсолютная максима освобождение от суетного обыденного мышления.

Становления культуры чая в Японии

Чай знали в Стране Восходящего Солнца во время Камакуры (XII–XIV), но становление чая как культурного и социального феномена, происходит благодаря Эйсаю (1141–1215). Эйсай - мастер дзен привез из Китая, не только сутр Будды, но и чай.

Говорят, что первый экземпляр Чайного Канона с саженцами чая, были преподнесены в дар Императору Минамото (1192–1219), во время его тяжелой болезни.

Мастер Эйсай стал пионером и сподвижником чая в Японии. Эйсай полагал, что чай эликсир здоровья с глубоким терапевтическим воздействием и с успехом может применяться как лекарство от ста болезней.

Эйсан глубоко описал и структурировал знания о чае в контексте медицины и пользы для здоровья, однако он не сформулировал принципы Пути Чая, с которым он был знаком, проходя обучению чань Поднебесной.

Чайное действие — как психотехнология и ритуал возник спустя пол века, после Мастера Эйсая. Монах Дайо (1236–1308) сформулировал принципы Пути Чая и обучил многих Мастеров.

Дайо обучил Пути Чая Инкю (), легендарного мастер медитации из Дотокудзи. Мастер Инкью обучил Пути Чая, гениального художника Суко (1422–1502), который стал Мастером Ча Но Ю и с успехом ретранслировал чайное действие в повседневный японский быт.

Суко стал формально основателем Ча Но Ю и обучил Пути Чая сегуна Асикагу Есимасу (1435–1490), который стал покровителем идей чая Мастера Суко.

Далее Мастер Дзэ О () и Рикю сформировали философию и эстетику чайного действия,“тя-ною” , “чайная церемония” или “Путь чая”.

Чайная монастырская культура

Первый Патриарх Чань Буддизма Бодхидхарма мифичным образом объединяют с чайной традицией. В мифологии Дамо уснул во время медитации, и когда он проснулся отсек свои веки, из которых пророс чай.

Первозданная чайная практика, проводима в дзенских храмах, находиться в стороне от суеты внешнего мира, моды и современных трендов.

Чайное действие становится ежедневным проводником, философии Готамы Будды.Чай формирует ментальный баланс: напиток делает сознание ясным и энергичным, но не возбуждает сердце и не повышает дыхание. Чай воплощает в себе ценности, философию и эстетику буддизма.

Поэтому чай является проводником философии буддизма, и обладает глубокой символической ролью в ритуальной практике, подобно вину в христианской культуре. Вино первично возбуждает и опьяняет. Действие вина кардинальное различие от сбалансировано эффекта чая, аналогичная антиномия проявляется между Востоком(буддизм) и Западом( христианство).

Понимания чайную церемонию, как ретрослятора сути и духа Дзен, приходит озарение о центральной роли чая в формировании Восточной Цивилизации.

Становления культуры чая в Японии

Четыре принципа Пути Чая

Дух и философия Тя Но Ю проявлены в четырех принципах: “Баланс” (ва), “Уважение” (кэй), “Чистота” (сэй) и “Осознанность” (дзаку).

Четыре принципа ДНК Искусства Чая необходимы для Пути Чая и совершенной гармоничной повседневной жизни. Четыре принципа формируют фундамент организованной общины, дзен монастыря.

О дисциплине и чистоте учения дзен монахими в Японии, можно оценить по Тэй Мэйдо, историка-конфуцианца эпохи Сун, путешествующего по монастырям Японии: “Здесь мы видим каноническую, чистую форму Учения Чань каким он был в эпоху древних династий. Для ученого и мудреца Поднебесной это идеал ”.

Сегодня в монастырях дзен монахи постигают искусство Пути Чая.

Школа чая и этикета из Огасаны, основала свою политику на “Монастырском Каноне”. Дзен заключается в понимании Сознания/Духа за счет ежесекундного разрушения границ описания мира навязанных умом.

В нашем феноменальном мире, дух(ноумен) проявляет себя через внешнюю форму. Поэтому чайное действие сочетает в себе глубокое мировоззрение и культуру. Состояние не двойственного наблюдателя Дзен, во время чайной медитации проявляет миром в чистоте балансе и ясности.

Гармония

Иероглиф, “гармония”, обладает вторым значением“нежность” (явараги), и глубинное значение “нежность” лучше транслирует суть и Тя Но Ю, во время чаепития.

Гармония внешнее проявление, она всегда проявлена в форме, а нежность — это индивидуальное, внутренние, эстетическое ощущение.

Атмосфера чайного действия наполняет пространство нежностью покоем, уважением и чистотой. Вы держите чайную чашу ассиметричной формы Раку, но не смотря на ее поверхностную простоту, это сложнейший культурный артефакт, который просто не хочется выпускать из рук. Чаша воплотила в себе естественность, естественность, нежность, умиротворенность.

Запах благовоний очень тонкий, деликатный, аромат дополняет и не перебивает естественный аромат цветов. В Чайном пространстве все очень скромно, чисто и деликатно на вид, мягкий свет, тишина и чистота. Атмосфера чистоты тишины и совершенства формирует медититивное присутствие ,повышенной осознанности.Только ветер, напивает сквозь иглы можжевельника, подпевая шипению чайника на огне. Вся атмосфера напоминает о принципе: Пустота есть Форма, а Форма Пустота.

Путь чая – путь открытого сердца

“Важнейший принцип — атмосфера нежности. Самое мудрое — не противоречие”. “Конституция 17 пунктов” Император Сетоку(VII).

Важно осмыслить, политический контекст, Конституция начинается с акцента на нежности. Де факто это первый закон, который сформировал Японскую Культуру.

Хотя Япония часто вела ожесточенные войны за ресурсы, в XXI Япония перешла с геополитики в пространство геокультуры, где формирует глобальный культурный дискурс, в том числе за счет чая и эстетики Тя Но Ю.

Это подчеркивает мудрость японской нации и ее умиротворенный миролюбивый характер.

Путь чая – путь открытого сердца

Геогафия Японии характеризуется умеренным климатом с большим количеством влаги и осадков. Природа, не отличаются контрастностью. Цветы, сдержанные в своем цвете с нежными тонами и ароматами; при этом весенняя листва ачаровует необычным глубоким зеленым цветом.

Эстетическая личность, воспитанная в среде, подобной этой, формирует особое утонченное мироощущение.

Когда Догэн (1200–1253) прибыл из Поднебесной после нескольких лет познания Чань, его спросили, что он постиг. И Мастер ответил: “Практически ничему, за исключением милосердия (нюнан-син)”. “Милосердие” —“эмоциональный разум”, а в данном контексте “нежность души”.

Милосердие и чай – элементы, которые способны разрушит суровую эгоцентричную картину повседневного ума.

Сопротивление проявляет неведенье, а неведенье является источником всех ошибок и заблуждений. Когда нет Эго, а сердце наполнено милосердием, пустое чистое совершенное не подвластное никаким силам достигается абсолютная свобода и тотальная ясность.

Это не значит отсутствие и подавление чувств и эмоций. Чувства и эмоции проявляются элементом духовной эволюции. Нежность и Милосердие основа Пути Чая. Если Путь Чая обладает целью проявить Ученье Дзен, она должна проявлять нежность милосердие.

facebook icon
instagram icon
telegram icon

Принимаем к оплате: