☯История становления культуры чая в Китае ☯

☯История становления культуры чая в Китае ☯

В Китае занятия чаеводством были зафиксированы более 4 тысяч лет назад, в регионе культуры Ба-Шу, а затем распространились на восток и юг страны, и в конце концов разведение чая стало популярным по всему Китаю. Далее - во времена династии Тан - чай попал в Японию и Корею, а после XVI в. пришел на Запад. Можно сказать, что чайная индустрия и культура распространялись по двум направлениям: сначала по всему Китаю, а далее - за его пределами.

☯Становление чайной культуры☯

Китайское чайное дело зародилось на юге Китая. Колыбелью разведения и потребления чая признан регион культуры Ба-Шу (юго-западная часть Китая). Она существовала начиная с эпохи Чуньцю до эпохи династии Восточная Хань. Что означает, что связанные с чаем обычаи и традиции начали формироваться на юго-западе Китая. Знаменитый ученый-энциклопедист Гу Яньу, живший в конце правления династии Мин, писал в своей книге «Исторические хроники», что в Китае чаепитие начало распространяться после того, как император Цинь Шихуан-ди присоединил регион Ба-Шу. Многие специалисты согласны с этим мнением. Письменные памятники и результаты научных исследований дают возможность проследить историю чая в регионе Ба-Шу начиная с эпохи Чжаньго (475-221 гг. до н.э.). В то время это был регион обширного производства чая, и обработанный сухой чай стал одним из видов подати. После того как император Цинь Шихуан-ди в 221 г. до н.э. объединил Китай, выращивание чая и культура чаепития стали распространяться в центральных районах Южного Китая. В древности чай называли по-разному. Но в эпоху правления танского императора Сюань-Цзуна (712-756 гг.) чай получил единое официальное название. Первая письменная фиксация региона Ба-Шу как ареала чаеводства появилась только в период правления десятого императора династии Западная Хань Лю Ао (Сяо-Чэн-ди, 51-7 гг. до н.э.). В то время столица современной провинции Сычуань - город Чэнду - стала не только центром потребления чая в Китае, но и первым распределительным торговым центром страны, началом пути многочисленных чайных караванов.

Становление чайной культуры

☯Укоренение культуры чая в Поднебесной☯

Регион Ба-Шу оставался крупным центром создания и совершенствования чайных технологий не только до прихода к власти династии Цинь, но и уже при самих династиях Цинь и Хань и даже династии Западная Цзинь (265-316 гг.). Среднее течение реки Янцзы или центр Южного Китая стали районом чаеводства в эпоху Троецарствия и эпоху правления династии Цзинь (265-420 гг.). После объединения Китая Цинь Шихуан-ди разведение и обработка чая начали распространяться на восток и юг страны. Например, в названии уезда Чалин провинции Хунань содержится слог-иероглиф (т.е. морфема) «Ча» со значением «чай». Чалин - уезд на границе провинций Цзянси и Гуандун - во времена династии Западная Хань славился производством чая. В те времена его начали выращивать в Цзянси и Гуандуне. В эпоху Троецарствия и во времена правления династии Западная Цзинь (265-316 гг.) чаеводство пришло уже не только в Хунань, но и в Хубэй. Кроме того, благодаря хорошим географическим условиям на смену Ба-Шу выдвинулись районы среднего течения Янцзы и Центрального Китая, которые со временем стали играть важную роль в распространении чайной культуры. Развитие чайного дела со временем бурно развернулось в нижнем течении реки Янцзы и прибрежных районах Юго-Восточного Китая (эпоха династии Восточная Цзинь и период правления Южных династий, 317-420 гг. и 420-479 гг. соответственно). При правлении династии Западная Цзинь многие высокопоставленные чиновники и знатные люди переехали с севера Китая на юг, и город Цзянькан (совр. Нанкин) стал политическим центром юга Китая. В этот период на юге, особенно в районах вдоль южного берега нижнего течения Янцзы, быстро развивалась культура чаепития, пропагандируемая высшими слоями общества. Это способствовало распространению чая на юго-восток и далее, в прибрежные районы, например Вэньчжоу и Нинбо. Появилась тенденция перемещения центров чайного производства на восток. Районы среднего и нижнего течения Янцзы становятся центрами китайского чаеводства и развития чайных технологий (эпоха династии Тан, 618-907 гг.). В эпоху правления Южных и Северных династий производство чая и традиции чаепития уже не являлись чем-то необычным, однако на севере страны еще мало кто пил чай в качестве повседневного напитка. По завершении среднего периода правления династии Тан к чаепитию пристрастились этносы, компактно проживавшие в районах Центрального и Северо-Западного Китая. Производство чая на юге к тому времени уже процветало, особенно в правобережных районах Янцзы и правобережных районах реки Хуайхэ. Тогда-же стали возрастать объемы производства чая в районах среднего и нижнего течения Янцзы; начали бурно развиваться технология изготовления чая. Чай «Цзысуньча» (Чай Фиолетовых Ростков) производили в городе Хучжоу провинции Чжэцзян, а чай «Янсяньча» (Чай Янсянь) производили в городе Исин провинции Цзянсу. Эти сорта прославились как значимые статьи чайного налога.

Ренессанс чая в эпоху Сун и Тан

☯Ренессанс чая в эпоху Сун и Тан☯

Изготовление чая в качестве налога способствовало дальнейшему развитию чаеводства и появлению более совершенных технологий изготовления производства не только в этом регионе, но и во всем Китае. Согласно историческим записям, в окрестностях города Цимэнь провинции Аньхой выращиванием чая и чайным делом занимались уже 70% местного населения. При династии Тан в сегодняшних районах северо-востока провинции Цзянси, на западе провинции Чжэцзян и юге провинции Аньхой чайная индустрия вступила в период особенно бурного развития. География китайского чаеводства была уже в те времена столь же обширной, как и в наши дни. Из текста «Чайного канона» и других письменных исторических памятников времен правления династии Тан явствует, что в тогда изготовление чая уже распространилось на провинции Сычуань, Шэньси, Хубэй, Юньнань, Гуанси, Гуйчжоу, Хунань, Гуандун, Фуцзянь, Цзянси, Чжэцзян, Цзянсу, Аньхой, Хэнань. Центром чайной индустрии становится Южный Китай (эпоха династии Сун, 960-1 279 гг.). С начала эпохи Пяти Династий и потом, во времена Сун, в Китае произошли значимые климатические изменения, разумеется, на юге чаеводство развивалось лучше, чем в северных районах страны. При династии Сун южные районы страны постепенно стали основным местом разведения чая, конкурируя с районами среднего и нижнего течения реки Янцзы. Так, в период правления Тай-Цзуна (976-997 гг.), второго императора Сунской династии, на смену императорскому чаю «Цзысуньча» (производство Хучжоу, провинция Чжэцзян) пришел чай «Цзяньаньча», который выращивали в провинции Фуцзянь. Чайное дело оживилось и стало совершенствоваться уже в южной части Фуцзяни (во времена династии Тан фуцзяньское чаеводство еще не получило должного развития). Из-за изменения климата в регионе правобережья Янцзы чайные кусты давали побеги довольно поздно, и на смену чаю «Цинминча», поставляемому к императорскому двору перед праздником «Цинминь» (праздник Чистого Света; приходится на 4, 5 или 6 апреля), пришел «Цзяньаньча» (Цзяньаньский чай). Ведь в провинции Фуцзянь погода ранней весной уже бывала теплой, и чайные листья распускались рано. К тому же город Цзяньань отстоял от столицы - города Кайфэна всего на 1500 км, что позволяло быстро доставить свежую продукцию первого весеннего - самого раннего и драгоценного - урожая к императорскому двору. «Цзяньаньча» изготовляли особенно тщательно; более всего прославился императорский чай «Туаньча» также изготовляемый в Цзяньани. Чаеводство развивалось и на юге Фуцзяни, и на севере провинции Гуандун. После династий Мин и Цин изменения в географии чаеводства практически не происходили, развивались лишь способы обработки чая и спрос на тот или иной сорт.

facebook icon
instagram icon
telegram icon

Принимаем к оплате: