Путь Будды - Путь Чая

Путь Будды - Путь Чая

Искусство чайного действия на Востоке, расширило представление и понимание о медитации среди последователей Будды, о чем свидетельствует знаменитый афоризм «Чай и Чань(дхьяна/медитация) обладают единым вкусом».

Становления буддизма и чая в Китае

В чайной культуре Китая миф о происхождении чая связан с Бодхидхармой, первым Патриархом Чань Буддим, а отдельные, эзотерические тантры возводят происхождение чая и чайной медитации к Готаме Будде. Рассвет чайной культуры и укоренение Чань Буддизма в Китайской Империи пришелся на династию Тан(VII-X н.э.) В данную эпоху Бодхидхарма дарует Учение о Изначальной Природе Ума, а Лун Юй создает эпохальный труд о чае “Чайный Канон”.

Гун Фу Ча – чайная церемония изначально сформировалась в буддийских монастырях и получила распространение по всему Китаю именно в эпоху Тан. В Китае каждый буддийский монастырь выращивал чай. Таким образом, чай стал изначальным социальным медиатором, мостом между обществом и буддистским мировоззрением.

Император Китая Сюань Цзун был осведомлен о роли чая в обителях последователей Будды и как чай способствует ясному состоянию присутствия здесь и сейчас.

Становления буддизма и чая в Китае

Монах. Чайный Мастер. Император

Сюань-Цзун осознавал Путь Чая чая как одни из элементов традиционного буддийского психотренинга и понимал важность чая как целительного напитка для тела и ясности ума мирского населения Китая. Максимальная социальная интеграции чая произошла при китайском императоре Сюань Цзяне, который был несколько лет послушником в буддийском монастыре и стал Мастером Чая.

При Сюань-Цзуне Чань Буддизм и Путь Чая максимально интегрировался в общество и культуру Китая. Сам император медитировал и придерживался в своей резиденции скромного монастырского уклада и всячески способствовал продвижению философии Чань Буддизма и чая в ежедневную жизнь общества Китая.

Сбалансированное действие чая приводит в баланс сердце и успокаивает тревожные мысли. Культура чая, в китайском обществе, стала социальным лифтом. Чай объединил различные социальные группы, в едином потоке эстетического и духовного эффективней, чем Дао или Чань.

Чань и Чай едины

В культуре Чань Буддизма чайная церемония способствует достижению состояния Будды. В «Чистом Каноне», в своде правил чаньских монахов, выращивание, создание чая и медитация, во время чайной церемонии были отнесены к первостепенным занятиям в монастырях последователей Будды.

«Чистый Канон» устанавливал в каждом монастыре Ча Тоу (Мастер Чая), который отвечал за чай для всего монастыря и подачу чая в соответствии с IV чайными церемониями: Гун Фу Ча по случаю светских событий, Гун Фу Ча в честь мирян покровителей, Гун Фу Ча во время буддийских церемоний и как форма индивидуальной медитации.

Культура чайной медитации, стала важным элементом церемонии по вступлению в должность нового Мастера Медитации.Чайный ритуал сопровождал первые наставления по медитации нового Патриарха и был неотъемлемым элементом передачи ментального состояния которое транслировал Мастер, во время чайной церемонии и медитации.

Путь Чая(Ча Но Дао) синтезировал в себе наиболее значимые Знания о духовном мире Востока и является проводником, рефлексией всех этапов становления Ума на Пути Просветления.

При этом чайное действие, в значительной степени, пробуждает и формирует принцип, сквозь ежедневную практику Ча Но Дао сонастраивать пространство и мысли, на волну чистого, осознанного присутствия, в повседневной жизни.

Чай в жизни монахов

Чай в жизни монахов

Уникальная роль чая и его роль, как нейромедиатора и проводника чистого присутствия позволяет понять, центральную роль чая в китайской культуре. Чайное Действие столь сильно интегрировалось у последователей Будды, что возник знаменитый афоризм: 茶禅一味

«Чань и Чай едины на вкус».

Зал чайной церемонии был в каждом монастыре Чань Буддизма в Китае. Какие бы трудности не переживала община монахов, ежедневная чайная церемония не прекращалось ни при каких обстоятельствах. Монастырская община могла испытывать недостачу овощей и риса, но чай оставался первостепенным атрибутом ежедневной жизни послушника и количество чая, необходимое для нужд монастыря, никогда не уменьшалось. Чай и в любом количестве должен быть всегда - это важнейший принцип Чань Буддийского Монастыря.

Важнейшей деятельностью монахов и их Мастеров был процесс приготовления чая: сбор листьев, их просушивание и обжаривание. Практика приготовления чая сама по себе превращалась в медитационное действие, по взращиванию спокойного эмоционального и ясного ментально Сознания.

По завершении приготовления чая Ча Тоу подводил итог, и давал наставлении ученикам, чтобы лучше понять важность пережитых моментов озарения во время приготовления чая и осознать на примере чая буддийский принцип причины/следствия.

Основные Принципы Чайной Церемонии

Культура чайного действия интегрировала основные принципы философии буддизма и сформировала уникальную культуру взаимодействие с чаем. Каждый элемент чайной церемонии проявляет – Четыре Абсолютных Совершенства, которые позволяют понять на личном опыте Четыре Благородные Истины Будды.

Чайная Церемония – это синергия и синтез: простоты, покоя, чистоты и ясной концентрации.

  • 俭 простота (Цзянь): Чай любит лаконичность и простоту, поэтому во время чайного действия
  • Войти чистое состояние естественного присутствия;
  • 清 чистота (Цин): Чай почитает чистоту, причём на физическом и ментальном уровнях, чайная церемония служит проводником гармонии, чистоты и беспристрастия.
  • 和 гармония (Хэ): Ча Дао – Чайный путь это дорога к гармонии, на уровне общества, семьи, тела и ума;
  • 静 ясная концентрация/озарение (Цзин): Чай дарит безмятежное состояние спокойного присутствия, благодаря чаю мы можем погрузиться в глубокую медитацию и ощутить внутренний покой и ясность наблюдателя.

Четыре Абсолютных Совершенства чая выводит чайное действие на уровень медитации и проводника в состояния Естественного Присутствия.

Ритуал чайной церемонии

Перед чайной церемонией совершалось омовение рук и лица, что бы символически очистите тело и ум от иллюзий и неудолитворенности ума. Чайное Действие часто происходит в Зале Бодхисаттвы Гуаньинь, где играет сакральная музыка и благоухают благовония.

До начала чайной церемонии зачитываетя сутра Бодхидзармы «Девять принципов концентрации и тридцати шести секретов медитации». Сутра подготавливает сознание к переходу в чайную медитацию. Человек настраивается от мирских забот и сосредоточивает свое внимание на чайной церемонии.

Чайную медитацию условно можно классифицируют на внешнюю(экзотерическую) и внутреннюю(эзотерическую).

Экзотерическая форма чайной медитации проявляется в последовательном понимании всех элементов (дхарм) окружающего мира с тем, чтобы обнаружить собственное бытие в потоке сущего и проследить причинно-следственные взаимодействия. Внешняя форма чайной медитации устраняет иллюзию ума в контексте пустотности всех дхарм и неизменном потоке непостоянства.

Эзотерическая форма чайная медитации дает возможность понять во время чайного действия важнейший принцип восточной философии и квантовой физики, провозглашенной Буддой в Алмазной Сутре: Пустота есть форма а форма есть пустота

Опыт медитации во время чайной церемонии монахи описали в Десяти ступенях Чайного Прозрения.

Монах, который проводит чайную церемонию должен освоить «прикосновение лотоса», элегантные спокойные длаконичные и вверенные движения. Лотос как и чай в Восточной Культуре символ чистоты, гармонии и Нирваны.

Храмовая чайная церемония разделялась на несколько этапов. Сначала чай подносите Будде, далее Небу и Земле и Патриарху монастыря. Только после подношения чая монахи, усаживались на специальные подушечках для медитации, начинали пить чай.

Основные Принципы Чайной Церемонии

Десять ступеней Чайного Прозрения:

  • «Цзинь Фо лин фань» (Омовение Золотого Будды) - омовение чайного пространства и утвари ,чабани, чайника, пиал, гайваней и чайной статуэтки покровителя.
  • «Инь Хело Тянь» (Серебренный Водопад) - наполнение горячей водой чайника с засыпанным и промытым чаем.
  • «Цин фэн фу мянь» (Освежающий ветерок овевает лицо) - созерцание раскрытия чая и концентрация на ароматных свойствах чая.
  • «Пу цзян гань линь» (Небесный Поток) - разлив по пиалам.
  • »Цзин пин ди шуй» (Капли Сострадания и Любви) - сливание в пиалу остатка чая по капле. Это делается для Почтение бодхисаттвы Гуаньинь.
  • «Тао жань цинь фан» (Аромат проникающий в душу) – осознание тончайших нюансов аромата чая, что бы понять его суть и дух.
  • «Цзянь шан тан сэ» (Созирцание чая) - изучение всех тончайших оттенков цвета заваренного чая.
  • «Чу пинь ци мин» (Первая дегустация напитка Благодати) - первый спокойный и осознанный глоток чая.
  • «Чо ку янь гань» (Горечь, переходит в сладость) – осознать нектарность чая его вкусовые мелодии после изначальной горечи. Эта фаза соответствует буддийскому принципу освобождения от неудовлетворенности мира, через познание иллюзорности всех феноменов и ноуменов.
  • «Линь у янь юнь» (Постижение и Проникновение) - распознавание как чай постепенно воздействует на уровне речи, тела и ума.
  • «Се ча цзе юань» (Благодарность и Почтение.) – окончание церемонии и покидание чайного пространства в состоянии глубокого покоя и концентрации на уровне тела, эмоций и ума.

Все происходящее во время чайной церемонии пронизано духом глубокого умиротворения и готовностью воспринять откровение истины. Чайная Церемония на каждом этапе пронизана духом и сутью Учения Будды и чай служит проводником на Другой Берег.

Чайная медитация и как элемент прозрения сердца и ума в буддизме, не раз наглядно демонстрировалась многими Мастера Чань. Чай может быть мостом на Другой Берег, где все феномены и ноумены проявлены в изначальной природе Пробужденного Ума.

facebook icon
instagram icon
telegram icon

Принимаем к оплате: