Становление зеленого чая в Китае. От лекарства к ежедневному напитку

Становление зеленого чая в Китае. От лекарства к ежедневному напитку

Древний, китайский даоский трактат гласит: «Чай окрыляет дух и сердце, устраняет сонливость, пробуждает энергию Ци, гармонизирует эмоции, дает телесную легкость и проясняет сознание». Эти целебные достоинства чая, китайская традиционная медицина знает более пяти тысячелетий, и с успехом использует в наше время.

В Китае, чай, прежде чем стать ежедневным напитком, более тысячи лет использовали как целебное средство. Целители древности относили чай к категории Император Трав(растение, которое обладает структурным воздействием на здоровье) и из чайного листа изготавливали целебные чаи, экстракты, которые использовали в качестве универсального лекарства.

Сегодня напиток мудрости и здоровья – зеленый чай пользуется глобальным спросом, а целебные свойства напитка подтвердила западная медицина.

Ван Лин «Искусство Чая»

Десять добродетелей чая в китайской традиционной медицине

  1. Чай окрыляет дух, снимает головные боли, дает легкость и энергичность.
  2. Чай нейтрализовать алкогольное и наркотическое опьянение.
  3. Чай с молоком и специями хорошо утоляет голод.
  4. Чай охлаждает во время летней жары, и согревает во время зимнего холода.
  5. Чай проясняет ум, устраняет сонливость.
  6. Чай помогает успокоить дух и прогнать нервозность
  7. Чай способствует перевариванию жирной пищи и устраняет лишний вес
  8. Чай может использоваться для выведения из организма ядовитых веществ. 9.Чай дарит энергичное долголетие
  9. Чай способствует самопознанию.

Зеленый чай воздействует на здоровье мягко и системно, напиток повышает тонус, укрепляет иммунитет, приводит в баланс нервную систему организма. Депрессия, лишний вес, гепатит, диабет, болезни сердечнососудистой системы, последствия алкогольного отравления— это далеко не полный перечень недугов, которые устраняет чай. С точки зрения целебных свойств зеленый чай лучше, чем черный, так как подходит для людей с гипертонией.

Чай и Нефритовый Император

Чай и Нефритовый Император

Китайцы считают себя потомками Хуан-ди - мифического Нефритового/Желтого императора, который, как считается, изобрел календарь и открыл целебные свойства растений. Исследовав древние тексты, историки пришли к выводу, что Хуан-ди и Желтый император — одно и то же лицо, историческая личность, со временем ставшая легендарной. Хуан-ди согласно китайской мифологии - основатель китайской культуры и даосизма, первый Император Срединной Империи, который открыл целебные свойства чая.

В последствие образ Хуан-ди в китайской культуре стал архитипичным символом врачевания, мудрости и здоровья. Легенда повествует, что на протяжении семи лет Нефритовый Император исследовал свойства растений, знания которые были систематизированы в первой медицинском трактате «Канон растений Нефритового Земледельца» в 27 веке до н.э.

Во время своих экспериментов с растениями Хуан-ди открыл целебные свойства чая. НИ обнаружил, что заваренный настой чая придает силы организму и выводит токсины с организма. Во время изучения и систематизации свойств растений, Хуан-ди испытывал на себе отвары трав, многие из которых были крайне токсичными и ядовитыми, однако все негативные последствия для организма НИ устранял отваром зеленого чая.

Именно с этого времени начинается становления чайной культуры и чай становиться символом мудрости и драгоценной панацеей и даром Неба.

Чай и Бодхидхарма

При этом необходимо отметить, что в Китае есть и альтернативная мифологема про возникновение чая. Согласно ей, основатель Чань буддизма Патриарх Бодхидхарма, во время 9ти летней медитации в горах Шаолинь, в ярости отрезал веки, когда на миг заснул и потерял концентрацию. Из век отшельника проросло чайное дерево, отвар из листьев которого, помогал монахам преодолевать усталость во время медитации.

Чай и Бодхидхарма

История становления

В I тысячелетии до нашей эры чай в Поднебесной стал широко применяться как целебное растение. В «Ритуалах Чжоу» (древнем своде законов китайского народа) содержатся записи о министре, который управлял чайными делами. В гробницах императоров, археологи во время раскопок, повсеместно находят сосуды с запечатанным ритуальным чаем. Очевидно, чай ложили в могилы умерших, как ценный дар духам и небесным покровителям.

Становление чая как ежедневного напитка сформировалось в среде китайских ученых-интеллектуалов, придворных поэтов и философов. Судя по древним артефактам(стихи, каллиграфия, живопись) в чае ученые и артисты черпали озарение, напиток высвобождал дух, делал мысли ясными и проникновенными.

«С эпохи, как чай стал использоваться в качестве напитка, он стал манифестировать дух философии и красоты. В соответствии с философией буддизма все феномены и ноумены в мире проявляют знание и мудрость, и человек, во время чаепития может достигнуть ясности и понимания Дао. Поэтому следует считать, чай самым целебным и мудрым растением».

Ван Лин «Искусство Чая»

Чайная культура, окончательно сформировалась только в эпоху Тан (VII—X в н.э.). Несколько факторов проясняют, почему именно в эпоху Тан, зеленый чай становиться не только целебным средством, но и ежедневным напитком. Эпоха Тан – рассвет буддизма, поэтому алкоголь в Китае был под запретом, и чай стал здоровой альтернативой. Чай стимулировал ментальную активность и был незаменим, во время длительных медитаций, в буддийских монастырях.

При этом, чай устранял чувство аппетита и помогал соблюдать монашеские предписание – после полудня ничего не есть, однако монахам разрешался чай. Постепенно чай стал одним из символов Будды, а чайные деревья стали выращивать в монастырях, которые канонически возводились в горах, где много влаги и солнца.

facebook icon
instagram icon
telegram icon

Принимаем к оплате: