Тай Чи и Чайная Церемония: Искусство Жизни Часть III

Тай Чи и Чайная Церемония: Искусство Жизни Часть III

Тайцзицюа́нь (太極拳 Тай Чи) и Искусство Чайной Церемонии (яп. 茶の湯 Тяною) являются самыми ароматными и утонченными цветами восточной традиции. За счет своих «ритуальных» движений Тай Чи и Чайная Церемония проявляют фундаментальные принципы философии Дзен/Чань буддизма и Дао. Чай и Тай Чи – это наука искусства жизни, гармонии и осознание вечного сейчас с пониманием изменчивости всех феноменов.

☯️ Мастерство Целостности ☯️

Во время практики комплекса Тай Чи, тело погружено в процесс тотально, и все движения идут от центральной оси Дань Тянь и акупунктурной точки Минь Мень. Аналогично принцип центральной оси, правильного дыхания и тотальной вовлеченности мы можем наблюдать в Чайной Церемонии. Когда мастер наливает чай, все движения плавные, легкие без мышечного напряжения и исходят из центральной оси тела. И только в результате длительной практики и осознанности достигается легкость и мастерство в Искусстве Чая.

В искусстве Чайной Церемонии, особый акцент делается на мастерстве сформировать центр пространства. Все манипуляции предметами чайной церемонии и движения мастера осуществляются через глубокое дыхание Дань Тяном, что является центральной осью тела и находится ниже пупка. Например, наливая чай, мастер осознанно удерживает чайник в центральном векторе по отношению к телу.

Любое движение во время чайного действия сопровождается медитативным спокойным и ровным дыханием. Глубокие и плавные вдохи и выдохи успокаивают ум, вводят в состояние повышенной осознанности и наполняют чайное пространство энергией и тишиной.

Тай Чи и Чайная Церемония: Искусство Жизни Часть III

☯️ Искусство гармоничного баланса Инь – Ян ☯️

Движения в Тай Чи всегда округлы и основываются на динамичном балансе Инь (陰— пассивной) и Ян (陽 — активной) энергии. Быстрое и динамичное движение Ян (стихия огня / подражанию журавлю) всегда трансформируется в легкое и медленное движение Инь (стихия воды / подражание змее). Единство и трансформация основных энергий формулируют чувство целостности, эстетической красоты и гармонии.

В искусстве Чайной Церемонии все движения Мастера аналогично основаны на динамичном балансе Инь-Ян и круговых движениях. Например, Мастер дышит глубоким дыханием Дань Тянь (энергия Инь) и круговым движением взбивает в чаше раку бамбуковым венчиком растертый чай маття.

В Чайной Церемонии мы можем созерцать все процессы с точки зрения цикличности и трансформации энергии Инь-Ян. В этом контексте в прохождении Чайной Церемонии центральным и фундаментальным смыслом становится проявление гармонии между мастером и гостем (Дайсецу Судзуки осмысляет гармонию как «мягкость духа»). Для формирования обратной связи и гармонии между гостем и мастером в чайном пространстве изначально задумывается фундаментальный баланс и медитативная атмосфера за счет деликатного света, гармоничной икебаны, ароматов благовоний, звуков природы, вкусов и чувств…

☯️ Уважение и Ясность ☯️

*Обыденное и мирское сознание и есть Путь (Дао). Лао Цзы*

Гармония в Тай Чи означает, прежде всего, плавное, потоковое и легкое без усилий движение. Аналогично, как и в Чайной церемонии, гармония осмысляется в единство форм — ни одно перемещение тела в пространстве, входящее в комплекс, не является главным и основным, все 72 движения связанны единым принципом целостности и потока.

Следует отметить особенное отношение к ошибкам в Тай Чи и в Чайной церемонии. Они являются частью обучения и должны осмысляться как природная часть процесса познания на пути к достижению совершенства. Ошибка в движении не останавливает поток, она должна быть осознанна в динамике процесса. Поэтому одним из качеств Мастера является искусство осознавать ошибки и перенаправить их в природный и динамичный поток.

Ясность и чистота в Чайной Церемонии, в определенной степени, являются эстетическими категориями, которые определяются мотивацией остановить во время чаепития ментальный диалог и достичь ясности мышления и максимально полного осознания. Цели, которых стараются достичь соискатели гармонии в искусстве Пути Чая или Тай Чи, это состояние не двойственного суждения и достижения состояния Сесин – обнуленного сознания, когда каждое действие воспринимается как будто, совершаемое в первый раз. Без шаблонных установок обыденного ума.

С точки зрения Чан Янга - мастера Тай Чи и Пути Чая - уважение является искренним актом, во время которого человек открывает свое сердце и наполняет его любовью, миром и гармонией. Состояние открытого сердца – это беспристрастная (без конкретного объекта) любовь, ясность, дружелюбие и уважение к Вселенной и к себе.

Во время Чайной Церемонии мы искренно наполняем все пространство состоянием дружелюбия и уважения. В своем сердце мы даем начало пути искреннего уважения гостям чайной церемонии, проявляемым как глубокий и искренний поклон в начале и завершении чаепития. Благодаря искренности и открытости мы формируем особое состояние покоя и умиротворенности, которое после практики Тай Чи или Чайного Действия несем в мир.

Акт уважения, почтения и открытости проявляется, прежде всего, по отношению к себе как части гармоничного мира.

В таком состоянии признательности и открытости формируется индивидуальный, осознаваемый человеком опыт, который выражен в буддийской традиции Ваджраяны - «Изначально все живые существа просветленны и есть только бесчисленное количество Будд, которые поклоняются Буддам».

Беспристрастность и Покой

☯️ Беспристрастность и Покой ☯️

Легендарный самурай и мастер чайной церемонии Миямото Мусаси жил по принципу, который звучал как «самурай в поединке должен быть беспристрастным и целостным». Это лучшее описание психического состояния для практики Тай Чи или Чайной Церемонии.

Китайский иероглиф для обозначения умиротворенного ума — 寂, по-японски проявляется в двух семантических контекстах. При прочтении с точки зрения дзен буддизма он звучит как «Дзяку» и с санскрита переводится как «вивакта» или «шанти вивакта», что передает состояние уединенности Бодхисатвы, который созерцает природу ума в глубокой медитации. Аналогичное состояние формируется во время Тай Чи, Чайной Церемонии и Пути Чая.

Такое беспристрастное и надличностное ментальное состояние глубокой концентрации выходит за рамки рождения и смерти. Сутра Лотоса повествует о том, что вивака — это ментальное состояние тотального покоя и концентрации, в котором отсутствуют «волны ума» в «океане мироздания». Поэтому «шанти вивикта» является синонимом всем известной «нирваны» (нир – отсутсвие, а вана – колебание) – состояния за гранью рождения, смерти и неудовлетворенности.

Альтернативная семантика иероглифа 寂 трактуется как «саби» и означает «спокойный / умиротворенный», «уединенный». Это ментальное и экологичное состояние самодостаточного уединения, которое мы осознаем, прогуливаясь по красивым горам или тенистым лесам, слушая пение птиц, ветер или тишину. Саби подобно медитативному состоянию «космической тишины», что возникает, когда мы созерцаем закат, цветение сакуры, осенние клены или первый снег тихой ночью в горах.

«Саби» осмысляется как состояние целостного и прекрасного «изначального уединения», которое идентично по смыслу с «шанти вивикта» – медитативным уединением, что испытал Гаутама Будда за миг до Пробуждения. Возможно, это аналогично уединению, которое ощущает мастер, практикующий Чайное Действие или Тай Чи на природе высоко в горах во время заката.

«Покой / Умиротворенность» в искусстве Чайной Церемонии и Тай Чи проявляется в гармоничном и беспристрастном сознании, что пребывает в принятии и осознании всех «изменений». Структурно процесс Чайного Действия или выполнения формы движений Тай Чи парадоксален, он всегда одинаков, но при этом уникален и неповторим в каждый момент времени. В традиции дзенской Чайной Церемонии есть афоризм – «Ити Го, Ити Е», что означает «один миг — одна встреча». Гости и Мастер заходят в уже опустевшую чайную комнату. Чай был создан и выпит, церемония прошла, все разошлись и осталась лишь чистая и первозданная пустота комнаты.

*Лотос, расцветающий раз в году, Духом подобен огромной тысячелетней сосне.*

Тай Чи и Искусство Чайной Церемонии являются самыми ароматными и утонченными цветами восточной традиции.

За счет своих «ритуальных» движений Тай Чи и Чайная Церемония проявляют фундаментальные принципы философии Дзен/Чань буддизма и Дао. Чай и Тай Чи – это наука искусства жизни, гармонии и осознание вечного сейчас с пониманием изменчивости всех феноменов.

facebook icon
instagram icon
telegram icon

Принимаем к оплате: